Геннадий Каменный Официальный сайт
[Биография ] [Новости ] [Афиша ] [Фотографии ] [Песни ] [Видео ] [Дискография ] [[  Гостевая ] [E-mail ]

Геннадий Каменный


ПУБЛИКАЦИИ



Газета «Почепское слово», 27 сентября 2013 года
"...Где ты появился на свет"


Газета «Почепское слово», 3 сентября 2013 года
"Патриот родного края"
Об Аркадии Афанасьевиче Каменном


Газета «Почепское слово», 20 августа 2013 года
"Подарок из прошлого или история одной песни"
«Где живут соловьи»
(Ю.Зыслин - С.Красиков)


Газета «Почепское слово» № 32 (1749), 22 марта 2013 года
"Душа и сердце пели в унисон..."


Газета «Почепское слово» № 32 (1749), 19 марта 2013 года
"Встречи на родной земле"


Газета «Почепское слово» № 98 (573), 16 августа 2005 года
"Если жизнь сложилась, словно песня"
Часть 1

"Если жизнь сложилась, словно песня"
Часть 2


Газета «Вечерний Магадан» за 23 августа 2012 года, №34 стр.5,6
Статья «Два тенора: Вадим Козин и Геннадий Каменный»
К 110-летию Вадима Козина



Газета «Почепское слово» за 20 июля 2012 года, стр 4
Статья «Сплетение имен и судеб»
Об уроженцах Почепа: поэте Алексее Жемчужникове и певце Геннадии Каменном



Газета «Брянский рабочий»
от 20.04.2012 №29 (21.501) стр.1, стр.2
Перепечатанная из газеты «Завтра» от 11.04.2012 статья «Каменный гость»
сопровождена статьей «Не для тех песни пел» Владимира Мельникова

Полный формат - клик Полный формат - клик


Газета "Завтра" 11 апреля 2012 №15(960) полоса 7

Статья "Каменный гость"

О творчестве народного артиста России Геннадия КАМЕННОГО
рассказывает поклонница русского романса Наталья ДОРОФЕЕВА

В 80-90-е годы мы жили в Магадане, печально известном пристанище многих репрессированных, среди которых был и Вадим Козин. Людям старшего поколения ничего не надо добавлять к этому имени, а молодые могут не знать, что Вадим Козин, исполнитель и автор песен и романсов, пользовался огромной популярностью в 30-40-е годы XX столетия. Его «Осень» и сейчас звучит во многих фильмах, когда нужно показать, что речь идет о 30-х годах прошлого столетия. В военное время его диски не подлежали переплавке. Арестован был в ночь на 13 мая 1944 года. Срок отбывал в Магадане. После освобождения место жительства не сменил. Все известные артисты стремились приехать на гастроли в Магадан, чтобы заглянуть на огонек к великому Козину. В последние годы жизни Вадима Козина и мне довелось множество раз бывать на его камерных концертах в однокомнатной квартирке, быть в гуще событий по созданию и открытию в соседней квартире музыкального Салона Вадима Козина. Этот Салон стал подарком администрации города Магадан к 90-летию певца.
Через 10 лет в 2003 году в концертах к 100-летнему юбилею Вадима Козина я впервые услышала голос Геннадия Каменного. Началом была песня «В парке Чаир». Я уже слышала, что лучше Каменного ее никто не поет.
Этот голос покорил меня сразу, проник в душу, как светлый лучик, и началось таинство, которое называют «чудесное исцеление души».
Мне, родившейся в гористой местности одной их союзных республик и затем прожившей много лет в окружении магаданских сопок, абсолютно не нравились пейзажи средней полосы России, ее бескрайние поля, «осенняя желтеющая нива», весенние проталины. В исполнении Каменного я старалась слушать только свои любимые романсы. Но он в концерты обязательно включает все: и романсы, и лирические песни русских и советских композиторов, и русские народные песни. Слушая как бы поневоле «Ах, ты, степь широкая», «Русское поле», «Деревенька моя», «Родина», и особенно «Колокольчики нежно звенят», я постепенно стала ощущать, как мощно взрастает в моей душе любовь к России, к ее природе и чему-то глубинно - русскому, о чем поет этот магический голос, будто настоянный на травах России
Народный артист России Геннадий Аркадьевич Каменный – обладатель чарующего, уникального, редкого по тембру, глубине, красоте и диапазону лирического тенора. На современной эстраде – редкостный пример сохранения безукоризненного вокального профессионализма и артистической культуры. Родился 12 декабря 1948 года в старинном городке Почеп Брянской области.
Раннее детство прошло в маленьком поселке Рамасуха, окруженном Брянскими лесами. Отец, Аркадий Афанасьевич Каменный воевал, был радистом у маршала Еременко. Дедушка по материнской линии имел красивейший тенор, был певчим, а затем регентом многоголосого церковного хора в великолепном Воскресенском соборе Почепа, возведенном в 1760 году по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота. В большой семье Каменных есть музыканты и священники.
Едва научившись говорить, маленький Гена просил родителей: «Купите нанану». Это означало: гармонь, баян, - то, что рождает музыку. «Нанану» пришлось заказать тульскому мастеру позже, во время учебы в Брянском музыкальном училище. С этим баяном Геннадий Аркадьевич до сих пор не расстается.
Дорога жизни оказалась похожей на струну: музыкальная школа по классу баяна в Почепе, музыкальное училище в Брянске, Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства имени Л.С. Маслюкова, институт им. Гнесиных, а потом концерты, поездки, гастроли по дорогам России и пятидесяти стран мира. В трудные 90-годы годы пришлось даже уехать в Бельгию, где прожил с семьей пять лет, получил предложение петь в Королевской опере, но не смог жить без России.
Как сумел паренек из глухой брянской деревушки добиться того, чего достиг Народный артист России Геннадий Каменный? Абсолютно права Народная артистка России Ирина Егорова, когда, представляя Каменного в концертах, называет его «поцелованный Богом». Этот «поцелуй» и страстное, с детства оформленное желание играть и петь, а также огромная трудоспособность, дали свой результат.
В десять лет Гена упросил родителей разрешить ему уехать из Рамасухи и жить у бабушки в Почепе, потому что там открылась музыкальная школа. Было больно и страшно отрываться от родителей в таком возрасте, но музыка уже влекла. Уже тогда он мог бы сказать, как Мцыри у Лермонтова: «Я знал одной лишь думы власть/ Одну, но пламенную страсть!...» Пятилетний курс музыкальной школы был освоен за три года. Затем Геннадий поступил в Брянское музыкальное училище Там же осенью 1966года, во время студенческого бала, он впервые вышел на сцену, держа в дрожащей руке микрофон, не как баянист, а как певец.
Педагог по специальности, ожидавший больших успехов от Гены Каменного как баяниста, нещадно ругал его за увлечение «песенками». Кто же знал, что он сможет стать и баянистом, и певцом, и что это одобрит его будущий педагог по вокалу прославленный Георгий Виноградов, и в каждом сольном концерте Геннадий Каменный обязательно будет оправдывать слова «Какая песня без баяна?». Услышав о существовании Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства имени Л.С. Маслюкова, где учит вокалу сам Георгий Виноградов, голос которого лился из репродукторов песнями «Счастье мое», «Далеко-далеко», настойчивый Гена Каменный пишет ему письмо. Очень скоро пришел ответ с приглашением приехать в Москву.
Любое, даже неброское, музыкальное произведение в исполнении Геннадия Каменного приобретает глубину, красоту и обязательно – душевность. Каменный является исполнителем песен советских композиторов, русских народных песен (в том числе «а капелла» или под собственный аккомпанемент на баяне), романсов, арий из опер, классических романсов П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова. Через всю жизнь пронес он огромное чувство благодарности к своему первому учителю и наставнику Георгию Виноградову, исполняет песни из его репертуара, а также из репертуара Вертинского, Козина. Есть в арсенале Геннадия Аркадьевича уникальные произведения - "Христос воскрес" (слова Д. Мережковского, музыка С.Рахманинова) и, ставшая визитной карточкой Г.Каменного, песня-плач, песня-реквием "Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве" (слова и музыка Николая Мельникова).
Когда Геннадий Каменный поет о России или песни о войне, слезы блестят в глазах слушателей и самого певца. Певец признается, что хотя он живет в Москве, сердце его навсегда «прописано» на Брянщине. Поселок Рамасуха, в котором прошло раннее детство Геннадия, заново строился после войны среди густых брянских лесов. Шли первые послевоенные годы. Люди жили трудно, но дружно, по простым и понятным человеческим законам. На лесной поляне, в ста метрах от дома Каменных, находилась братская могила, земля еще помнила запах пороха и пролитой крови. Все это впитала душа будущего певца, и сформировался крепкий стержень цельного, чистого, искреннего человека, без «шелухи», без фальши, гражданина и патриота.
«Я, конечно, Каменный, но совсем не каменный», – часто применяет этот каламбур Геннадий Аркадьевич. Но в том-то и дело, что это не просто каламбур, это – правда. Чужую боль он воспринимает, как свою, особенно если страдают дети или старики. Не зря он – постоянный участник всех благотворительных акций для детей-инвалидов, и не зря самый почетный слушатель для него – это ветераны войны, труженики села…
Никакие бури и кризисы, - ни личные, ни общественные, не могут заставить Геннадия Каменного изменить себе и своему слушателю. Он, человек с ярко выраженной гражданской позицией, верен своим принципам, своей морали и не принимает «попсовые» предложения, не участвует во всевозможных шоу. Зато есть множество тематических конкурсов, фестивалей, благотворительных акций, в которых Геннадий Каменный - постоянный участник или вдохновитель, любимый и уважаемый.
На сольных концертах Каменного стоит побывать каждому, чтобы окунуться в атмосферу тепла и любви. Своим голосом, своей душевностью при высочайшем профессионализме он отогревает любую, особенно озябшую или одинокую, душу. Люди проникаются таким доверием к певцу и к человеку, что весь зал живет единым дыханием. А по окончании концерта зал встает, долго аплодирует, и никто не спешит в гардероб.
Материал подготовила Татьяна Соловьева
Ссылка на статью в PDF







******************************

Газета «Рязанские ведомости»23 марта 2012 /Девятая полоса/Культура
Интервью с Народным артистом России Геннадием Каменным
«Каждый концерт для меня волнительный»

В репертуаре известного лирического тенора есть композиции и рязанских авторов.
Исполнитель многих известных песен; «Журавли», «В брянском лесу», «Гляжу в озера синие»,
«Ты скажи мне, вишня», «Я встретил девушку», лауреат премий имени А.Фатьянова, А.Толстого,
Геннадий Каменный – лирический тенор, которому подвластно виртуозное исполнение
различных жанров вокального искусства – романсы, оперные арии, народные песни...
Он выступал с концертами более чем в 50 странах мира. Около 15 его дисков разошлись
огромными тиражами. Сегодня Геннадий Аркадьевич – гость нашей редакции.

Р.В. – Геннадий Аркадьевич, вы приезжаете с концертом в Рязань уже не первый раз.
Что вас связывает с нашим городом?

Г.К. – В 2010 году я ездил в Тамбов, где выступал на подведении итогов межрегионального
конкурса средств массовой информации «Победа! Сквозь годы и поколения…».
Там я увидел Дмитрия Матвеевича Плоткина – следователя из Рязани по особо важным делам.
Запомнил его по различным комментариям в телевизионных криминальных программах.
Я подумал тогда: а как этот человек оказался в компании творческих людей?
Но когда мы познакомились поближе, оказалось, что Дмитрий Плоткин – замечательный поэт.
Он подарил мне свой нотный сборник «Земля любви». Некоторые песни на его стихи настолько
зацепили мою душу, что я решил их спеть. Вот так и завязалось наше знакомство.
Когда на концертах я исполняю песни на стихи Дмитрия Матвеевича,
то замечаю, как зрители в зале с теплотой их воспринимают.

Р.В. – У вас очень богатый репертуар: оперные арии, старинные романсы, советские шлягеры,
духовная музыка, русские народные песни…

Г.К. – Есть даже попса (улыбается). Певец не должен зацикливаться на каком-то одном жанре.
Надо уметь исполнять любые песни. На мои концерты приходят люди разных возрастов,
профессий, музыкальных вкусов, и я пытаюсь это учитывать. Когда я беру для исполнения
какую-то известную композицию, то стараюсь сделать из нее версию Каменного.

Р.В. – Вы гастролировали более чем в 50 странах мира.
Есть ли разница в том, как воспринимают русскую песню за рубежом и у нас, на родине?

Г.К. – За границей нашу песню воспринимают просто на «ура», чего не скажешь, к сожалению,
о российской публике. Например, в моем репертуаре есть русская народная песня
«Ах ты, степь широкая». Я исполнял ее в различных уголках земного шара, и всем она
приходилась по душе. А недавно я пел ее в маленьком сибирском городке.
В зале молодые люди во время исполнения начали разговаривать и хихикать.
Потом я спросил одного из зрителей, как оказалось, дагестанца: «А как бы на Кавказе отнеслись
к такому неуважительному отношению к народной песне?». На что он возмутительно ответил:
«У нас бы этого не допустили». К сожалению, сейчас молодежь чаще всего воспринимает
только попсу. Чувствуется ее передозировка в эфирах радио и телевидения. Остро не хватает
патриотических песен. Таких, например, как на стихи Дмитрия Плоткина –
«Ребята, не пришедшие с войны». На записи этой песни я всегда волновался.
Как только начинал ее петь, у меня сразу подступал к горлу ком.

Р.В. – А поступали вам когда-нибудь интересные предложения о сотрудничестве за границей?

Г.К. – Да, у меня был контракт с Брюссельским оперным театром, и несколько лет я жил в Бельгии.
Но это так было мне в тягость, что я постоянно смотрел по телевизору московские новости,
ностальгия замучила. Остаться на Западе – исключено, потому что я настолько русский человек,
что поездки за границу для меня стали обычной работой. Все закончилось тем,
что я с удовольствием вернулся обратно на Родину.

Р.В. – Геннадий Аркадьевич, на своих концертах вы часто аккомпанируете себе на баяне.
А почему вы когда-то выбрали именно этот музыкальный инструмент?

Г.К. – Дело в том, что сам я – деревенский парубок. Родился и вырос на Брянщине.
Когда в нашем поселке местный гармонист дядя Сережа брал в руки гармонь, то я смотрел
на него с таким восторгом! Мечтал играть на этом музыкальном инструменте. Недалеко от
нашего поселка, в небольшом городке Почеп, открыли музыкальную школу. Я упросил родителей
отдать меня туда учиться. Выдержал серьезный конкурс – 20 человек на место.
За три года одолел 5-годичный курс обучения по классу баяна. Затем стал студентом
Брянского музыкального училища. Повсюду со мной, с 1966 года, был баян, который мне
купили родители. Это очень хороший, качественный инструмент, его изготовили тульские мастера.
С ним я выступал и в концертных залах, и в казармах, и во дворцах спорта.
Однажды довелось петь для экипажа подводной лодки «Тайфун».
Помню, как меня спускали в трюм на канатах вместе с баяном.
До сих пор в памяти живы моменты выступления в Финляндии, под городом Хельсинки, в лесу,
на месте бывшего концлагеря. Там открывали памятник на братской могиле погибшим
русским военнопленным. Я пел под баян «Соловьи» и видел, как глаза людей блестели от слез.

Р.В. – А когда проявился ваш вокальный талант?

Г.К. – У нас в училище постоянно проходили различные концерты, выступали известные певцы,
музыканты. И вот однажды на сцену вышел популярнейший в то время певец Жан Татлян.
И все! Я настолько был поражен красотой его голоса, что начал петь, подражая ему.
Ребята услышали, как я это делаю, и уговорили меня выступить на студенческом вечере.
И с тех пор я пою. Как-то узнал, что в Москве есть Всероссийская творческая мастерская
эстрадного искусства, где преподавал мой любимый певец Георгий Павлович Виноградов.
Меня туда приняли. Первое мое профессиональное выступление состоялось в программе
«Омичи на эстраде», подготовленной Омской филармонией. Было множество побед на
различных песенных конкурсах. Спустя несколько лет я поступил в институт имени Гнесиных
на факультет «Сольное пение», гастролировал по стране.
Р.В. – И теперь в заключение несколько слов о вашем концерте 30 марта в зале камерной музыки
Рязанской областной филармонии. Чем порадуете публику?

Г.К. – Со сцены прозвучат песни на стихи Сергея Есенина, несколько композиций
на стихи Дмитрия Плоткина, советская песенная классика, романсы…
Каждый концерт для меня волнительный. Я стараюсь подарить людям радость,
настроить зрителя на светлое восприятие мира.

Р.В. – Спасибо за беседу!

Беседовала Вероника Шелякина Источник: http://rv.ryazan.ru/news/ Новости RSS 23.03.2012Девятая полоса | Культура

******************************

«Я считаю, что главней человеческого голоса в жизни ничего нет: это красота, это природа, это совершенство. Поэтому я все время испытываю преклонение перед певцами, с которыми имею дело, с которыми работаю. У нас в «Изумруде» замечательные исполнители. О каждом могу говорить и говорить. Но особенно сегодня мне хотелось бы сказать о гениальном певце Геннадии Каменном. Главное в артисте- это творческая индивидуальность. Иногда слушаешь радио и не можешь понять: то ли поет Иванов, то ли Петров. А вот Каменного узнаешь сразу. Когда слышу Геннадия, у меня всегда ощущение восторга, восторга перед чудом красоты человеческого голоса. Каменный настолько от природы богато одарен голосом, музыкальностью, техникой, что его невозможно ни с кем перепутать. Вот я всю жизнь учусь петь. И таких нас – большинство. Десять лет учишься, потом десять совершенствуешься и потом на протяжении всей жизни какие-то крупицы знаний набираешь. А Каменный или же Алла Баянова – такими родились. Они поют, как птицы. Я считаю, что Геннадий Каменный – лучший лирический тенор России. Другого такого голоса у нас нет. Голос полетный! Некоторые артисты на сцене страшно работают, все в поту, извлекая голос, а у Гены он сам летит. Это от природы, этому не научишь. Геннадий Каменный имеет в репертуаре огромное количество произведений. Есть такие, которые, кроме него, никто не поет. Например, романс Бориса Плотникова «Сладким запахом сирени». Картина природы, восторг перед ней, и все это Каменный передает как никто другой. У него сам голос предназначен для этого. Гениальная работа! Геннадий Каменный – один из изумрудов нашего «Изумруда». И повторюсь – лучший лирический тенор России!»

Газета Завтра февраль 2012 №5(950) стр.7/ Статья «Красота русского романса»/ В гостях у «Завтра» - президент ассоциации русского романса «Изумруд» Надир Ширинский/ Записала Татьяна Соловьева
Заключительный отрывок



Полный формат - клик Полный формат - клик


"Земля любви"
Песни на стихи Дмитрия Плоткина

Полный формат - клик Полный формат - клик


Ночной Эфир с Геннадием Каменным. Ведущий Алексей Кашпур
29.10.2011

Ночной эфир."Эхо Москвы" с Геннадием Каменным.Ведущий Николай Тамразов
02.10.2011


Музыка на Радио России. Ведущая Елена Салмина.


Радио России, программа "Воскресенье в Москве"

1 2 3 4


Ведущая Татьяна Визбор. Май 2011 г.
Ночной эфир "Эхо Москвы" с Геннадием Каменным.
12.05.2010


"Поющий сердцем и душой"
Энциклопедия "Люди нашего тысячелетия" 2010 год.

Полный формат - клик Полный формат - клик Полный формат - клик


Радио России о П.И.Чайковском (с участием Г.А.Каменного)
2009 год


"К юбилею Геннадия Каменного"
"Музыка и время" № 12 2008 год.

Полный формат - клик Полный формат - клик Полный формат - клик Полный формат - клик


"Песня остаётся с человеком"
"Охрана" № 1 2007 год.

Полный формат - клик Полный формат - клик Полный формат - клик Полный формат - клик




"ПЕСНЯ – СПЛАВ ЛЮБВИ И ТРЕВОГИ"
"Советская Россия" № 72 от 24.06.2006


Программа Владимирского радио "Разговор с Россией"
2005 год


Выступление Геннадия Каменного
в телепрограмме "Романтика романса",
посвящённой Г.П.Виноградову"

17 июля 2004 года


    "Во второй части «Бесед с Козиным» я планирую написать главу об отношении и высказывании Вадима Алексеевича о молодых певцах - тенорах, которых он оценивал с высокой похвалой. У меня есть записи, что Вадим Алексеевич заметил Геннадия Каменного еще в начале 70-х годов, и говорил мне: «Вот наконец-то у нас появились певцы с голосом! Эдик, найди его пластиночку и привези ко мне. Знаешь, он исполнил «В парке Чаир» лучше Аркадия Погодина. И я слышал в его исполнении мою «Осень», ближе его к моей песне, по моему авторскому мнению, никто к «Осени» не подошел! Его глиссандо в «Осени» на фразе «наш уголок…» - изумительно!»
    Ещё В.Козину нравилось исполнение Каменным танго «Счастье мое»."

    Эдуард Антипенко, писатель.
    25 апреля 2005 г.

    ******************************

    "Через несколько лет, на правах старого знакомого, я обратился к своему кумиру (Георгий Виноградов) с просьбой выступить перед молодыми участниками слета строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
    В ту пору Георгий Павлович был режиссером вокального отдела Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства Министерства культуры России, в которой много и плодотворно работал с молодыми певцами. Но, к моему огорчению, он был занят в экзаменационной комиссии, от выступления отказался и тут же предложил равноценную замену в лице целой бригады молодых певцов – своих учеников. Из названных имен мне запомнились фамилии Валерия Леонтьева, Ксении Георгиади, Галины Лушиной, Валерия Белянина, Натальи Заболотной, Раисы Мухаметшиной. Остановились на певце лирического плана – Геннадии Каменном, который и выступил тогда перед первооткрывателями великой таежной новостройки. Имел большой и заслуженный успех. А сейчас он народный артист России, и в его репертуаре неизменно присутствуют и бессмертные создания Алексея Фатьянова."

    Валерий Сафошкин
    Из книги «Жизнь и песни Алексея Фатьянова Когда весна придет, не знаю…»
    Москва, ЭКСМО, 2005


    ******************************

    "Каменный видел не одну столицу мира. Ему аплодировали в Европе, и Америке, Индии, Китае, Африке и Азии. Он выступал в огромных залах и на стадионах. Его теплый, лирический тенор, лишь ему присущий неповторимый тембр, задушевность способны покорить любого зрителя. Но, думается, нет для него милее зала, чем тот, в котором он видит свои родные русские лица."

    "Брянский рабочий". 12.12.1998.
    ******************************

    "3 февраля 1999 года

    Центральный Дом работников искусств (Пушечная, 9)

    Творческий вечер заслуженного артиста России, лауреата премии Алексея Фатьянова "Соловьи-соловьи" Геннадия Каменного

    Геннадий Аркадьевич Каменный пел в Большом зале ЦДРИ, оказавшемся крошечным при огромном наплыве публики. Концерт был юбилейный: певцу, которого называют волшебным соловьем России, одному из красивейших русских теноров исполнилось 50 лет. Вечер вела секретарь Союза писателей РФ Лариса Баранова-Гонченко. Вспомнив ахматовское "Блок - трагический тенор эпохи", она назвала Геннадия Каменного самым оптимистическим тенором уходящего века. И правда, голос певца животворит все, чего касается. Все первозданно искрится в его исполнении: русская песня, старинная и современная, романсы, арии из опер. Особое впечатление производят "Христос воскрес" (слова Дмитрия Мережковского, музыка Сергея Рахманинова) и ставшая визитной карточкой Г.Каменного песня-плач "Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве" (слова и музыка Николая Мельникова).
    Геннадию Каменному аккомпанировали настоящие виртуозы лауреаты международных конкурсов Георгий Демченко (фортепиано) и Станислав Новоселов (баян). Почетного гражданина орденоносного древнего Брянска Геннадия Каменного приветствовали брянское землячество Москвы и губернатор Брянской области Юрий Евгеньевич Лодкин. Также земляк певца художник Игорь Сушенок преподнес юбиляру его портрет, еще недавно экспонировавшийся в Малом Манеже. В адрес Геннадия Каменного было сказано много теплых и высоких слов: о его гражданственности, о том, что на фоне чудовищных гримас сегодняшнего искусства он - подлинный продолжатель замечательной вокальной русской традиции. Певец Леонид Шумский посвятил коллеге экспромт:

    В наш век, в бетон и сталь оправленный,
    Назло врагам России древней,
    Ты в самом сердце Белокаменной
    Поставил памятник деревне.

    "Московский журнал" № 3. 1999 г.
    ******************************

    "Я подбираю свой репертуар по принципу: музыка не для ног, а для души. Эстрада и сцена должны воспитывать, а не вызывать агрессию. Мы - россияне - должны беречь нашу культуру, истоки. Хотелось бы, чтобы повсюду звучала хорошая музыка, воспитывающая молодежь. Меня очень беспокоит судьба русской песни. Это наша история, наше прошлое и настоящее, без которого не будет будущего. Каждый раз, выходя на сцену, я помню, что моя задача в том, чтобы настроить человека на светлое, красивое и родное."

    Геннадий Каменный. "Тверская, 13". 18-24 ноября 1999.
    ******************************

    "Унего прозрачный, проникающий в самую душу, голос. На сцепе мастер, который понимает, что и зачем он поет. Что его терзает, радует или печалит. Романсы "В лунном сиянии", "Ночь светла", "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Т. Каменного приобретают какие-то новые краски, нюансы содержания, становятся, более понятными. Чувствуется, что артист не только прекрасно владеет голосом, но и много пережив, он понял, что в жизни является главным". "Московская правда". 07.03.2002. "Обращали ли Вы внимание на то, что самые чистые, самые сильные, самые красивые голоса чаще всего бывают у певцов - выходцев из крестьянской или полукрестъ -янской среды ? Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Лидия Русланова, Александра Нрокошииа - всех не перечесть! А еще для них, по-моему, характерен строгий подход к выстраиванию репертуара. "Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве, Там будут старые деревья, там будут яблоки в траве. И покосившаяся хата с крыльцом, рассыпавшимся в прах, И мать убитого солдата с позорной пенсией в руках..." Когда эту песню поет Геннадий Каменный, я прихожу в состояние, будто нахожусь на грани жизни а смерти. Так больно за то, что сотворено с нашей деревней-корми -лицей".

    Евгений Прошин. "Российская земля". №10, 05. 2002
    ******************************
    ГЕННАДИЙ КАМЕННЫЙ: ИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕНОРА ВЫЖИМАЮ ПО МАКСИМУМУ
    Трудно понять истоки нашей неистребимой любви к высоким мужским голосам. Может, это итальянская оперная традиция так повлияла, когда лучшие партии героев-любовников пели тенора, а может, пение в церквах оставило по себе такую память. Но так уж сложилось в советской эстраде, особенно в 30 - 50-е годы: эту противоречивую, если не сказать, страшную эпоху олицетворял... лирический тенор.
    Люди старшего поколения вспоминают черные репродукторы и патефоны, из которых неслись сладчайшие и вкрадчивые голоса Козина, Виноградова, Александровича, хотя и не советского, но безумно любимого публикой Петра Лещенко. Впрочем, и в оперном искусстве пальма первенства была опять же у теноров: Козловский и Лемешев стали настоящими кумирами публики. Позже на эстраду пришли прекрасные баритоны и басы, а певцы-тенора вроде бы ушли в тень. Тогда на эстраде и появился еще один тенор - Геннадий Каменный. В 70 - 80-е годы он был очень популярен. А потом как-то исчез из поля зрения поклонников. И вот в последнее время на афишах все чаще мелькает его имя, хотя в "затылок дышат" более молодые коллеги - Виктор Соломенцев, Олег Погудин...
    Недавно прошел концерт Геннадия Каменного в Политехническом музее (кстати, следующий сольный концерт певца там пройдет в мае). И что же? Судя по всему, тенор по-прежнему в чести. В этом, конечно, заслуга не одного только приятного, какого-то прозрачного, проникающего в самую душу голоса певца. На сцену вышел настоящий мастер, который понимает, что и зачем он поет. Что его терзает, радует или печалит. Певец строит концерт в основном на мелодиях прошлых лет, и это вполне оправданно. Сказать по чести, пока что не создано ничего лучше старинных романсов или музыкальной классики советского периода. Романсы "В лунном сиянии", "Ночь светла", "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Каменного приобретают какие-то новые краски, нюансы содержания становятся более понятными. Чувствуется, вышел человек, не только прекрасно владеющий голосом, но много переживший, понявший что-то главное в жизни. С громадным удовольствием слушали в зале и старые наши песни, например, замечательную "Какая песня без баяна" Анофриева, которой подпевали буквально все. Или потрясающую песню Туликова "Любите Россию", которую певец исполнял как-то по-особенному проникновенно. Очень любят поклонники певца и новую работу - песню его земляка Николая Мельникова "Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве".
    Даже какое-то упрямое следование традиции, нежелание подлаживаться под сиюминутную моду подкупают слушателя. Единственное новшество, которое позволил себе на концерте певец, - сопровождение под фонограмму. И все же лучше пение Каменного воспринимается под акустический аккомпанемент рояля или баяна, на котором он, кстати, превосходно играет.
    Между прочим, именно с баяна и началась творческая жизнь деревенского паренька из-под Брянска. Первые музыкальные уроки Гена получил у сельского гармониста дяди Сережи. Игра на гармошке стала мечтой. В городе Почеп (родина Матвея Блантера) открылась музыкальная школа, и Гена упросил родителей поехать туда учиться по классу баяна. Отец, конечно, посчитал это несерьезным, он мечтал видеть сына врачом или военным. Но... за три года тот окончил пятилетний курс музыкальной школы, а потом поступил в Брянское музучилище. Опять же случай помог юному музыканту вырулить на свою дорогу. Как-то в Брянске выступал безумно популярный в 60-е годы Жан Татлян, которому Гена решил подражать. И вот настал день (дело было в 1966 году), когда его попросили выступить в качестве певца на одном из концертов в училище. "Косил" под Татляна безбожно, но был кем надо замечен. Потом начались бесконечные конкурсы, концерты. Хотя после училища его послали преподавать в ту самую школу в Почепе, думы о певческой карьере не оставлял. Услышал о том, что в Москве есть Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства, где преподает легендарный Георгий Павлович Виноградов. Для начинающего певца он был настоящим кумиром. Этот человек пел все - и русские песни, и романсы, и классику. И как пел!
    - Так вот, написал письмо Виноградову, сказал, что я - баянист, но хочу учиться петь по-настоящему, - рассказывает Геннадий Каменный. - Приезжаю, показываюсь, и директор мастерских Леонид Семенович Маслюков, предлагает мне подготовить песню "Рязанские мадонны". К слову, эту песню пела тогда Зыкина, но на самом деле это мужская песня, и содержание в ней заложено очень глубокое, она и сейчас звучит современно. Песня получилась, и Маслюков взял меня учиться. Мне повезло, что его жена и в прошлом партнерша по уникальному цирковому номеру (помните, когда он держал ее на протянутой ладони) Тамара Птицина работала тогда художественным руководителем в коллективе "Омичи на эстраде" (между прочим, тогда там работала и Люба Полищук). И вот от Омска я начал участвовать в конкурсах, на которых меня замечают, и уже в 1977 году пригласили в Москву. Взяли в Росконцерт солистом. Потом попал в джазовый оркестр под руководством Анатолия Кролла, где успешно отработал 10 лет, объездив всю страну и чуть не полмира. Пришло время, и песенки уже начали надоедать, хотя я пытался из лирического тенора "выжать" по максимуму. Кстати, я и там делал номера под баян. Мне это еще Георгий Павлович подсказал. Мол, такая "красочка" сделает исполнение более интересным.
    Потом я буквально прорвался в Гнесинский институт. Когда пришел туда поступать, мне сказали: "Гена, ты уже известный певец. Зачем тебе учиться?". Но я хотел учиться не на эстрадном факультете, а пошел на сольное пение, где преподавали Левко, Эйзен, Долуханова. Хотел получить солидное академическое образование, "школу". И не жалею. Сейчас, кстати, это особенно важно. Ведь я спокойно могу петь и без микрофона, и без музыкантов, чтобы поехать на концерт, мне нужно только взять с собой баян - и все. Чем разносторонней и мобильней певец, тем он более востребован.
    - Куда вы так надолго исчезали?
    - Я объездил всю заграницу еще тогда, при советской власти, видел красоту тамошней жизни, ее фасад. И отношение к нам было тогда другое. Я, например, чувствовал, что за мною - могущественная держава. Но, как говорится, пришли другие времена. Здесь с эстрадой началась какая-то свистопляска, и я решил попытать счастья на Западе. Хотел помочь детям. Быть может, даже обосноваться там со временем. Материальная сторона меня как раз не так уж сильно волновала: на Родине я всегда давал много концертов, постоянно гастролировал. В общем, пожили мы в Брюсселе пять лет, а потом я семье сказал: смотрите, я больше здесь жить не могу. Хотя жить там как раз можно: если ты имеешь работу - любую - ты будешь в порядке. Но... мы все вернулись назад. Замучила ностальгия, мой деревенский менталитет, наверное, такой. Мне нужно общение, с кем-то поделиться проблемами, обсудить что-то. А Запад - это не мое. И люди там - противные, особенно бельгийцы. Как только я вижу сейчас иностранца - меня трясет. Заграница нам поможет? Развратит, высосет все соки и выбросит. Кстати, меня брали солистом в Брюссельский оперный театр, но я уехал домой и не вернулся...
    - Приехали, а здесь уже все по-другому?
    - Новые течения, новые отношения. Раньше в Доме звукозаписи кипела работа - записывали всех. Видел там и Козловского, и Лемешева. И платить за это было не надо. И сейчас все можно, только за деньги. Но когда король голый - это не спрячешь. Сегодня, в основном, на эстраде происходит какое-то клонирование - индивидуальностей почти нет. А ведь главная заповедь артиста, как мне говорил Виноградов, не делать так, как делают все. Лирическая песня очень нужна людям. У меня тоже есть свои поклонники, которые меня любят, поддерживают. На концертах всегда зал полный. И главное - я живу на Родине, которую безумно люблю. Что же мне еще желать?
    Ирина ШВЕДОВА
    07.03.2002, Московская правда
    ******************************

    НАРОДНЫЙ АРТИСТ НА МГЛИНСКОЙ СЦЕНЕ

    60 лет назад, в день освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков, на подмостках фронтовой агитбригады для оставшихся в живых пела народная артистка Лидия Русланова. И вот во Мглине снова выступил артист со столь высоким званием – народный. Символично, что в рамках культурной программы "Брянское Землячество – для жителей области" на мглинской сцене дал сольный концерт народный артист России Геннадий Каменный, которого представил полковник медслужбы, член брянского землячества в Москве Ю.М.Деревянко Геннадий Аркадьевич - наш земляк. Родился в селе Рамасуха Почепского района. В Почепе закончил музыкальную школу по классу баяна. Потом было Брянское музыкальное училище и институт им. Гнесиных в Москве. Его певческая карьера сложилась удачно. Своим талантом он снискал не только любовь и признание зрителей. Указом Президента РФ от 27 декабря 2002 года Геннадию Каменному присвоено высокое звание "Народный артист России". В его репертуаре более пятисот удивительных русских песен, врачующих душу. Многие из них в течение полутора часов слушали, пришедшие 11 марта на его концерт, жители района. - Мне есть, что рассказать своим землякам, – сказал артист вначале концерта. И запел знаменитый романс "В лунном сиянии снег серебрится"… Потом прозвучали не менее знаменитые и знакомые "Ах, эти черные глаза", "Гори-гори, моя звезда", "Не уходи, побудь со мною". Русские романсы. Он пел их приятным лирическим тенором так проникновенно, что в зале долго не смолкали овации. Песни Г.Каменного - на все времена. Прозвучали песни не только из репертуара Александра Вертинского, Евгения Мартынова и Вадима Козина, но и многие другие шедевры прошлых лет. Вместе с артистом зал пел песню Матвея Блантера "Лучше нету того цвету" и вместе с артистом танцевали вальс "Дунайские волны"… Но когда зазвучала песня "Поставьте памятник деревне", зал замер. Действительно, как сказал певец: "Эта песня обо мне, о вас, о нас..." Более чем в пятидесяти странах мира был посланцем русской песни Геннадий Каменный. Но малая родина – родная Брянщина всегда им любима, незабыта и хранима в сердце. Подтверждение тому – встреча с мглинскими зрителями.

    Н. Атаманенко "Мглинские вести" от 14 марта 2003 года (Мглинский район)
    ===============================

    ИНТЕРВЬЮ



      - Геннадий Аркадьевич, примите самые искренние поздравления от всех Ваших поклонников с присвоением Вам почетного звания «Народный артист России». Это знаменательное событие было приурочено к 30-летию Вашей сценической деятельности как подарок от всей страны, где чтут и любят Ваш благородный труд и редкий талант. Среди множества произведений, исполняемых Вами, есть, вероятно, особенно дорогие и волнующие Ваше сердце.

      - Все, что я пою, дорого моей душе, но Вы абсолютно правы - какие-то песни исполняются не только голосом, но и сердцем. К таким относится «Поставьте памятник деревне...». Автор музыки и стихов мой земляк Николай Мельников. Для многих, и для меня тоже, «озвучивающим» любовь к земле голосом раньше была песня Александра Морозова с пронзительными словами: «Малиновый звон на заре, скажи моей милой земле, что я в нее с детства влюблен, как в этот малиновый звон». Сейчас, исполняя «Поставьте памятник деревне...», я всегда стремлюсь передать этот тревожный и зовущий звон как признание в любви к родной деревне и ее людям. Деревня - моя боль, моя забота и моя радость. И если раньше в моем «народном» репертуаре преобладала поэзия российских деревень, то с этой песней в мое творчество вошла тема отчаяния и тревоги за судьбу русской деревни.

      - А почему в Ваш последний диск «Ты такая красивая» не вошла эта дорогая Вам песня?

      - Назвав диск. Вы уже сами ответили на этот вопрос: тематика данной песни не укладывается в амплитуду, определенную названием. Я думаю, что следующий альбом начнется именно с песни «Поставьте памятник деревне!»

      - Вы очень часто аккомпанируете себе в концертах на баяне. А за границу Вы тоже возите свой баян?

      - Конечно. Я же профессиональный баянист и хотя очень часто выступаю с различными оркестрами, баян в моей творческой палитре играет большую роль. Всю жизнь со мной именно тот баян, что мне когда-то купили родители. Я хорошо помню, как мы с педагогом по классу баяна Р.Д.Макарычевым ездили за ним в Тулу, как выбирали, как я потом бережно вез его на коленях. Баян - мой друг, я ему очень верю. Он повсюду со мной: и в камерных залах, и в огромных дворцах спорта. Однажды довелось петь для экипажа подводной лодки «Тайфун», так меня спускали в трюм на канатах вместе с баяном. Я считаю, что под оркестр может петь любой эстрадный исполнитель, а вот петь и аккомпанировать себе гораздо сложнее и дано далеко не всем. Я очень благодарен моему другу-баяну и искренне уверен, что мою творческую судьбу определил именно он. Навсегда я запомнил слова моего учителя - замечательного певца Георгия Павловича Виноградова: «Гена, не бросай баян. С ним не пропадешь!»

      - Специалисты называют Ваш голос редким по красоте и способности передавать душевные нюансы. Скажите, Вы никогда не думали об оперной сцене?

      - Думал и даже когда жил в Бельгии, получил приглашение в труппу Королевской оперы, но не довелось. Уехал домой, в Россию. Здесь же свою любовь к опере я реализую на эстраде. У меня в репертуаре ария Ленского из «Евгения Онегина», серенада Смита из «Пертской красавицы», песня индийского гостя из «Садко».

      - Геннадий Аркадьевич, у лирического тенора в творчестве преобладает тема любви. Какие качества в женщине превыше всего цените Вы?

      - В молодости обращал внимание прежде всего на красоту. Сейчас стал ценить не только внешние данные, но и ум, верность, достоинство и, конечно, чувство поддержки и чувство веры. Всем нужен надежный тыл, а артисту, который на сцене, как на баррикадах, особенно. Огромный расход душевной энергии и физических сил, эмоций требует возможности восстановления, доброго энергетического заряда. Это может дать только дом и твоя единственная женщина. Вот таких женщин, которые умны, нежны, которые умеют любить и сохранять чувство своей ежеминутной необходимости, я ценю.

      - Что Вы хотите для себя в ближайшем будущем?

      - Я очень хочу, чтобы каждый в России жил достойно. И хочу этого не только для себя. А для этого мы все должны помнить, что являемся Гражданами Великой страны - России.