"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ"

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ"

N 72 (12846), суббота, 24 июня 2006 г.

 

Геннадий КАМЕННЫЙ:
ПЕСНЯ – СПЛАВ ЛЮБВИ И ТРЕВОГИ

 

Ровно 30 лет назад молодой певец Омской филармонии Геннадий Каменный принял участие во Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи, потом во Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни». Он стал победителем этих творческих соревнований, а не искусственной «фабрики звезд», что привлекло внимание руководителей могучей организации «Росконцерт», куда он был приглашен в качестве солиста. Так началась его стремительная карьера, хотя первую программу юноша подготовил еще в 1972 году во Всероссийской творческой актерской мастерской под руководством легендарного актера и режиссера Леонида Маслюкова, а с вокалистами в ней занимался выдающийся лирический тенор, лучший исполнитель фатьяновских «Соловьев» Георгий Виноградов. Существовала целая система поддержки истинных талантов из глубинки, а не искусственное натаскивание в форме телешоу.
Геннадий Каменный приехал в Москву из Брянска, где в музыкальном училище впервые запел, хотя учился с малых лет в музыкальной школе городка Почепа игре на баяне. «Всю жизнь со мной именно тот баян, что мне когда-то купили родители. Я хорошо помню, как мы с педагогом по классу баяна, Макарычевым, ездили за инструментом в Тулу, как выбирали, как я потом бережно вез его на коленях. Баян — мой друг, я ему очень верю, — говорит Геннадий Каменный. — И, хотя очень часто выступаю с различными оркестрами, баян повсюду со мной: и в камерных залах, и в огромных дворцах спорта. Однажды довелось петь для экипажа подводной лодки «Тайфун», так меня спускали в трюм на канатах вместе с баяном. Я считаю, что под оркестр может петь любой эстрадный исполнитель, а вот петь и аккомпанировать себе — гораздо сложнее и дано далеко не всем. Навсегда я запомнил слова моего учителя — замечательного певца Георгия Павловича Виноградова: «Гена, не бросай баян. С ним не пропадешь!»
И подлинный профессионал не пропал. Мы встретились с народным артистом России, почетным гражданином Брянской области не в творческой поездке, не за концертными кулисами, а в задушевной обстановке. Поэтому разговор зашел не только о музыке и творческих планах, но и о том, что сегодня волнует сына фронтовика Аркадия Афанасьевича Каменного, прошедшего через всю войну до Рейхстага, что открывается певцу на бесчисленных дорогах по России.
Геннадий, мы познакомились в Вязниках, на Фатьяновском празднике поэзии и песни, но не только задушевным исполнением бессмертных песен вы меня поразили. Запомнилось, как вы привезли на один из праздников журналисток «Советской России» Жанну Касьяненко и Луизу Гладышеву. Узнали, что они никогда не бывали на этом истинно народном празднике, вскричали: «Да как может быть такое!», посадили в машину и привезли их в городок на Клязьме. И они под стать вашему поступку не светились перед оргкомитетом, а вместе с народом окунулись в это действо, чтобы родился огромный лирический очерк в народной газете. Настоящая песня объединяет людей, о многом говорит, зовет в дорогу. Какие впечатления от этих дорог по России, что за настроения рождаются?
Я часто исполняю на концертах замечательное произведение С.Рахманинова и Д.Мережковского. Именно эта мелодия и эти стихи порою наиболее точно выражают мое нынешнее восприятие окружающего мира и душевное состояние:
Христос воскрес — поют во храме,
Но грустно мне, душа молчит.
Мир полон кровью и слезами...
И этот гимн пред алтарями
Т
ак оскорбительно звучит.
Видите, и век назад великие художники видели, что мир, в том числе и русский мир, полон кровью и слезами, что в таких условиях елейные или пустые песнопения звучат оскорбительно. Как живет Россия сегодня? Прекрасно это представляю, потому что у меня работа такая — ездить, встречаться с людьми, общаться с аудиторией, а не самовлюбленно выходить как поп-идол перед визжащей толпой. Вот буквально вчерашний пример. Я возвращался после концерта на поезде из Смоленска, со мной ехали две женщины, обаятельные и умные. Пока не заснули, только и говорили о том, как трудно им выживать, как приходится крутиться ежедневно, а ведь одна из них бизнес-леди (как сама представилась), другая — преподавательница института, то есть это состоявшиеся личности, а что же другим современницам говорить? И тогда я спросил: «Милые женщины, а настанут ли времена лучше?» На это одна из них ответила горькой притчей: у Бога вот так же спросили, ждут ли нас лучшие времена впереди. Бог вздохнул: лучшие времена остались позади… Что-то в этом есть.
Дело не в ностальгии по прошлому, а в утраченном чувстве уверенности, надежды, гордости. Я побывал и пел в пятидесяти странах, в каждой из них есть свои достоинства, но и недостатков хватает, буквально в каждой! Но почему-то вспоминаю, как впервые совсем молоденьким певцом я попал на рейс дружбы, на корабль, идущий из Ленинграда в Нью-Йорк, перед визитом Леонида Брежнева. На судне, кстати, плыл и выдающийся композитор Дмитрий Шостакович. Да, было сильное впечатление от США, но мне запомнилось непередаваемое ощущение: я впервые осознал, что за мною стеной стоит великая и уважаемая держава. А что сегодня? Нам показывают каждый день, что в какой-нибудь Турции граждан России унижают, держат в заточении из-за воровства расплодившихся турфирм. Не дай бог, где-то оказаться вот таким изгоем — ведь никто не защитит!
Да что там Турция! Вот противостояние в Южном Бутове. Какое унижение людей! Сколько развелось высокооплачиваемых чиновников — целая армия! Ну ты приди к людям, реши все по закону и по совести! Самодовольная власть даже не понимает зачем она? Перед кем отвечает? Неужели только перед президентом? А люди могут быть унижены, потрясены, избиты милицией?
Вообще, теряется ценность человека, личности, а истинное искусство обращено к нему. Шоу-бизнес — к массам, а подлинная песня — к каждому человеку! Эфир распирает от обилия песенок, а почему-то люди в быту, в застолье, в дороге поют не нынешние попсовые песни, а народные, военные, лирические прошлых лет… Именно эти песни отражают всю боль, радость, тревогу и любовь, потому что являются сплавом всего, что волнует мой народ на протяжении многих веков. Хотя и в моем активе — 12 грампластинок и 2 лазерных диска, которые разошлись миллионными тиражами и у нас в стране, и за рубежом. Тоже массовость
С
егодня, конечно, звуконосителей и концертов недостаточно. Главный пропагандист, диктатор моды и успеха — эфир. Если на радио я еще слышу Каменного, то на ТВ и он, и все те, кто были открыты еще советским телевидением, не привечаются. Кстати, мы встретились после акции протеста в столичном Останкино и в других городах России против лжи и однобокости телевидения. Лидеры патриотической оппозиции требовали предоставления эфира на государственных каналах. Но разве дело только в пропорциональном распределении времени? Ну хорошо, дадут Геннадию Зюганову половину времени от беспрерывного показывания Владимира Жириновского. Разве одно лишь это прибавит правды и патриотизма на экране? Дело во всей государственной идеологии и в отраженной программной политике!
Да, правильно кто-то сказал: прежде воспитывала церковь, а сегодня — телевидение, хотя храмов по Руси вроде прибавляется. Дело даже не в отдельных показываемых личностях, в том числе певцах. Что сегодня вообще показывают на экранах? «Красивую» жизнь, отвратительное насилие, а то и откровенный разврат. Одни и те же лица, приемы, подходы по всем каналам.
Недавно я был в Мурманской области (не буду говорить, в каком гарнизоне), выступал перед командирами подводных лодок, перед мужиками 30—40 лет. Какие у них глаза, какие лица, какие зрелые разговоры! Вот кого надо показывать по телевидению (теперь ведь, по-моему, военных тайн не осталось — кого угодно можно показывать). Тех, кто воевал в Чечне, кто строит, созидает, изобретает что-то, а не бездумных пацанов и девиц раскручивать. Некоторые из них поют и играют в фильмах, где вместо слов — пиканье. Я жду с содроганием, кто теперь первый на экране телевизора из певцов совсем разденется. Разве это допустимо на сцене, экране, которые призваны нести смысл, красоту, добро? Наконец, наше национальное искусство. Я родился в деревне, а потом жил и учился в городке Почепе, в котором родился выдающийся композитор Матвей Блантер — автор вечной песни «Катюша». Он, уроженец черты оседлости, использовал великое русское музыкальное наследие, и народное, и классическое, а что сегодня звучит в эфире? Я не могу всех огульно охаивать, но, уверен, что во многом из происходящего сегодня напрямую виновато телевидение. Ведь не осталось человеческих, добрых передач. Ну, может быть, только «Жди меня» держится, а ведь все остальное — сплошной стеб, базар. Мне просто жалко молодежь, я понимаю: ей нужно раскованное общение, развлечения, но все это должно быть на другом, более высоком, уровне, чтобы они не забывали, на какой земле родились, какова наш Родина, что за песни пели на ее просторах!
Такие песни, в том числе в исполнении народного артиста России Геннадия Каменного, прозвучат на ІІ слете народных корреспондентов, посвященном 50-летию газеты «Советская Россия», который начнется во МХАТ им. М.Горького на Тверском бульваре в субботу 1 июля в 15 часов.